Некоторые факты про джимхану
- ДЖИМХАНА (GYMKHANA) имеет ряд ассоциативных народных названий: фигурное маневрирование, спортивное маневрирование, фишки, гаражи и другие.. Многие часто путают со «скоростным маневрированием» (так называемым TIME ATTACK или TIME TRIAL или SPRINT) – это совершенно другая дисциплина.
- Несмотря на схожие условия победы, gymkhana – полная идеологическая противоположность time attack | time trial | sprint. Траектории включают в себя множество «затычных» мест, средняя скорость редко превышает 40 км/ч, длинные размашистые повороты и прямые участки встречаются крайне редко. Конфигурация практически никогда не закольцовывается, хотя на практике бывают исключения.
- Маневровые конфигурации небольшие, обычно проходятся на первой-второй передаче (и задней, если требуется по заданию). В теории, создатели стараются проектировать их под регламентированное время прохождения – в среднем от одной минуты до полутора. На практике же, бывают конфигурации как до 30 секунд, так и более 2 минут, особенно это касается уличной джимханы (street gymkhana).
- Избежать множества ошибок в техниках вождения помогут хорошие практические навыки дрифтовой школы (drift racing).
- И обратный эффект: маневрирование развивает базовые навыки, полезные в иных дисциплинах – дрифтинг (drifting), ралли (rally sprint), кольцевые гонки (time attack).
Авто-джимхана (motorkhana, autocross, autotesting)
По стандартным правилам автомобильной джимханы, соперники разделяются на группы, в зависимости от типов машин, на которых выступают:
• заводские (stock class)
A1 – передний привод с передним расположением ДВС, объемом менее 1.8 литра
A2 – передний привод с передним расположением ДВС, объемом более 1.8 литра
B1 – задний привод с передним или задним расположением ДВС, объемом менее 2.5 литра
B2 – задний привод с передним или задним расположением ДВС, объемом более 2.5 литра
C1 – полный привод с ДВС, объемом менее 2.5 литра
C2 – полный привод с ДВС, объемом более 2.5 литра
Коэффициент расчета классификиции для турбированных моторов +1.8. При этом присутствуют ограничения: двигатель, подвеска, шасси – полный сток; можно изменять: колеса, дифференциал (с блокировкой), воздушный фильтр (до нулевого сопротивления), тормозные колодки, пружины амортизаторов, диск сцепления, глушитель (отдельные секции).
• модифицированные (tuning class)
M1 – переднеприводные
M2 – задний привод с передним расположением ДВС
M3 – задний привод с задним расположением ДВС
M4 – полноприводные
Изменить можно всего 2 параметра, на выбор: поменять систему впрыска топлива, заменить стекла, кузовные детали, панели, тормоза, подвеску, систему выхлопа, добавить ускорительную систему (например закись азота), облегчить кузов / добавить каркас безопасности.
в street gymkhana как правило все участники выступают в одном классе – U (unlimited)
в таких случаях ограничения по автомобилю практически отсутствуют, при этом применяются более жесткие требования к технике безопасности, поскольку подобные гонки проходят на открытых площадках
Мото-джимхана (moto gymkhana, bike gymkhana)
Основные правила: 2 колеса, наличие регистрации, уличные шины с неизношенным протектором, ограничение громкости выхлопа – 100дБ, отсутствие острых концов на выступающих деталях (руль, рычаги, педали и прочее).
Допускаются любые настройки, в том числе замена элементов механизмов, облегчение и так далее.
В маневрировании на мотоциклах не устанавливаются какие-либо ограничения на размещение двигателя. При этом и нет строгого разделения по типам мотоциклов (glide, cruiser, tourist, street, enduro, sport, super-sport, scooter).
Обязательна защитная мото-экипировка гонщика: шлем, перчатки, защита локтей, коленей и спины.
Организаторы соревнований
Официальным «изобретателем» gymkhana как спортивной дисциплины принято считать японское подразделение Международной федерации автомобилей (Federation Internationale de l'Automobile) – JAF.
В Беларуси существует несколько традиционных организаторов соревнований по маневрированию. Ежегодно проводится Чемпионат Республики Беларусь по автослалому, в несколько этапов, по городам разных регионов. Какие-то из результатов таких соревнований могут учитываться в глобальном рейтинге автогонщиков, а для постоянных мест проведения имеются и таблицы рекордов участников за весь период.
Фактически частные регламенты готовятся отдельно для каждого мероприятия, однако есть и некоторые стандарты, которых стараются придерживаться.
Автогонки и мотогонки – дорогое удовольствие. Многие автоклубы и спортивные компании проводят частные и массовые тренировки для эффективной подготовки любителей, спортсменов и команд. Регулярные упражнения способствуют оттачиванию водительского мастерства и позволяют заранее проверить и настроить автомобиль или мотоцикл до и во время гоночного сезона.