Авто-слалом

Гонки начинаются здесь!


Что такое фигурное маневрирование или джимхана (gymkhana)?

Это один из наиболее популярных и доступных видов автомобильного спорта и мотоспорта во всем мире. Применительно к автоспорту, в некоторых странах, например в Японии или в Америке, данную дисциплину также классифицируют как «автокросс», «автослалом» или «автомобильное многоборье» («мотокросс» и «мотослалом», соответственно, в мотоджимхане). Цель проста: проехать дистанцию по правильной траектории быстрее остальных. В чем секрет популярности этих гонок? Объяснить сложно. Проще однажды увидеть, чем сто раз прочитать, а еще лучше попробовать поучаствовать самому. Джимхана на авто и на мото схожи идейно.

Суть состязания в маневрировании заключается в поочередном прохождении участниками траектории на время. Иногда, для зрелищности или экономии времени, выставляется 2 и более одинаковых либо зеркальных «трассы», которые могут быть задействованы параллельно, для одновременных заездов пилотов. Конфигурации зачастую сложны для выполнения, да и для запоминания. Они создаются искусственно и состоят из типовых элементов: повороты на острые и тупые углы, развороты на 180 и 360 градусов, «змейки», «восьмерки», «дворики», ограниченные спецучастки – некоторые проходятся в движении на задней передаче. Для обозначения границ используются, как правило, специальные дорожные конусы и ретардеры. Иногда, в рамках одного соревнования, пилотам приходится проходить несколько отдельных «трасс».

Что нужно, чтобы стать участником соревнований по gymkhana и вообще автогонщиком в РБ?

Данный вид гонок имеет наименьший «порог входа» для участия, в отличие от большинства спортивных дисциплин. Если вы не планируете становиться профессиональным гонщиком, а просто любите иногда хорошо провести время с единомышленниками в соревновательном режиме, в данном случае список необходимого будет небольшим:

  1. автомобиль или мотоцикл
  2. много топлива
  3. навык и право управления ТС соответствующей категории

Основные факторы

водитель, машина, тренировки, поддержка

Классические правила

условия, требования, классы, допуск


Некоторые факты про джимхану


  • ДЖИМХАНА (GYMKHANA) имеет ряд ассоциативных народных названий: фигурное маневрирование, спортивное маневрирование, фишки, гаражи и другие..

  • Маневровые конфигурации небольшие, обычно проходятся на первой-второй передаче (и задняя, если требуется по заданию). В теории, создатели стараются проектировать их под регламентированное время прохождения – в среднем от одной минуты до полутора. На практике же, бывают конфигурации как до 30 секунд, так и более 2 минут, особенно это касается уличной джимханы (street gymkhana).

  • Несмотря на схожие условия победы, gymkhana – полная идеологическая противоположность sprint | time attack. Траектории включают в себя множество «затычных» мест, средняя скорость редко превышает 40 км/ч, длинные размашистые повороты и прямые участки встречаются крайне редко. Конфигурация практически никогда не закольцовывается.

  • Избежать множества ошибок помогут хорошие практические навыки дрифтовой школы (drift racing).

  • И обратный эффект: маневрирование развивает базовые навыки, полезные в иных дисциплинах – дрифтинг (drifting), ралли (rally sprint), кольцевые гонки (time attack).



Авто-джимхана (motorkhana, autocross, autotesting)


По стандартным правилам автомобильной джимханы, соперники разделяются на группы, в зависимости от типов машин, на которых выступают:

• заводские (stock class)
A1 – передний привод с передним расположением ДВС, объемом менее 1.8 литра
A2 – передний привод с передним расположением ДВС, объемом более 1.8 литра
B1 – задний привод с передним или задним расположением ДВС, объемом менее 2.5 литра
B2 – задний привод с передним или задним расположением ДВС, объемом более 2.5 литра
C1 – полный привод с ДВС, объемом менее 2.5 литра
C2 – полный привод с ДВС, объемом более 2.5 литра

Коэффициент расчета классификиции для турбированных моторов +1.8. При этом присутствуют ограничения: двигатель, подвеска, шасси – полный сток; можно изменять: колеса, дифференциал (с блокировкой), воздушный фильтр (до нулевого сопротивления), тормозные колодки, пружины амортизаторов, диск сцепления, глушитель (отдельные секции).

• модифицированные (tuning class)
M1 – переднеприводные
M2 – задний привод с передним расположением ДВС
M3 – задний привод с задним расположением ДВС
M4 – полноприводные

Изменить можно всего 2 параметра, на выбор: поменять систему впрыска топлива, заменить стекла, кузовные детали, панели, тормоза, подвеску, систему выхлопа, добавить ускорительную систему (например закись азота), облегчить кузов / добавить каркас безопасности.

в street gymkhana как правило все участники выступают в одном классе – U (unlimited)
в таких случаях ограничения по автомобилю практически отсутствуют, при этом применяются более жесткие требования к технике безопасности, поскольку подобные гонки проходят на открытых площадках



Мото-джимхана (moto gymkhana, bike gymkhana)


Основные правила: 2 колеса, наличие регистрации, уличные шины с неизношенным протектором, ограничение громкости выхлопа – 100дБ, отсутствие острых концов на выступающих деталях (руль, рычаги, педали и прочее).

Допускаются любые настройки, в том числе замена элементов механизмов, облегчение и так далее.

В маневрировании на мотоциклах не устанавливаются какие-либо ограничения на размещение двигателя. При этом и нет строгого разделения по типам мотоциклов (glide, cruiser, tourist, street, enduro, sport, super-sport, scooter).

Обязательна защитная мото-экипировка гонщика: шлем, перчатки, защита локтей, коленей и спины.


Организаторы соревнований


Официальным «изобретателем» gymkhana как спортивной дисциплины принято считать японское подразделение Международной федерации автомобилей (Federation Internationale de l'Automobile) – JAF. А представителем FIA на территории РБ выступает Белорусская автомобильная федерация (БАФ); ведется сотрудничество с автоспортивным направлением ДОСААФ.

В Беларуси существует несколько традиционных организаторов соревнований по маневрированию. Ежегодно проводится Чемпионат Республики Беларусь по автослалому, в несколько этапов, по городам разных регионов. Какие-то из результатов этих соревнований может учитывать единый общий рейтинг гонщиков, а для постоянных мест проведения имеются и таблицы рекордов участников за весь период.

Фактически частные регламенты готовятся отдельно для каждого мероприятия, однако есть и некоторые стандарты, которых стараются придерживаться.

Автогонки и мотогонки – дорогое удовольствие. Многие автоклубы и спортивные компании проводят частные и массовые тренировки для эффективной подготовки спортсменов и команд. Регулярные упражнения способствуют оттачиванию водительского мастерства и позволяют заранее проверить и настроить автомобиль или мотоцикл до и во время гоночного сезона.

Уличная джимхана

уличное маневрирование
(urban street style gymkhana)

Street gymkhana

– наиболее зрелищный стиль. Характеризуется местами проведения соревнований, по аналогии другими видами спорта. Трассы оборудуются прямо на городских площадках или закрытых, заброшенных промышленных объектах – заводах, стройках и т.д.. Траектория выставляется с учетом естественного ландшафта; для обозначения элементов применяют бочки, покрышки, контейнеры, ящики, перевернутые автомобили, и прочие атрибуты урбанистического пейзажа. Внешняя граница, как правило, огорожена бордюром, пластмассовыми или бетонными блоками, перекрытиями. Отличительной особенностью является повышенная сложность и опасность прохождения – «улица» не прощает ошибок даже именитым гонщикам.



Как принять участие в гонках – фигурное или спортивное маневрирование на машинах в Беларуси (в Минске) в этом сезоне в этом году? Следите за информацией в сообществах на тему gymkhana.


Гоночная карьера

Что нужно, чтобы начать свой путь автогонщика в Республике Беларусь? Зарегистрируйтесь в общей базе и принимайте участие в соревнованиях. Если вы уже присутствуете в рейтинге, залогиньтесь и выбирайте мероприятия на свой вкус:


РЕГИСТРАЦИЯ

ВХОД В ПРОФИЛЬ


Подайте заявку на ближайшую гонку прямо сейчас!